Понедельник, 23.12.2024, 02:05
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
1
ucoz шаблоны
Управление
Мун. механизмы
Деятельность
Конкурс УК 2025
ПЕДАГОГ 2025
Методический центр
Дошкольное образов
Конференции
Актуально
 Чумакова Л.И.

Сегодня мы можем наблюдать быстрые изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего, речь идет о способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности. Формирование этих качеств возлагается на образование, и в первую очередь на среднюю школу. Именно здесь должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной личности.

У нынешнего поколения есть достаточно большое количество занятий помимо учебы. Современные дети рациональны: они хотят четко понимать, зачем им нужно то или иное знание, что дает, где может пригодиться. Искушенные в телекоммуникационных представлениях и развлечениях, играх и шоу, они хотят, чтобы и на уроках было интересно, ярко, броско, как в кино и на ТV. Имея доступ к информации, им скучно впитывать знания, читая учебник или слушая лекцию учителя. Новое поколение и новые реалии жизни требуют новых методов обучения.

В условиях нового подхода к организации занятий должен меняется сам учитель. Из носителя знаний и информации он превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. В связи с этим большое значение приобретают продуктивные стили и формы педагогического общения, методы обучения, к которым можно отнести проектно- исследовательский метод.

Проектно-исследовательский подход дает новые возможности для решения основной задачи учителя – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. Этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы. А самое главное помогает учиться не только ученику, но и учителю.

К сожалению не все учителя видят разницу между исследованием и проектированием, а исследовательское обучение отождествляет с обучением по «методу проектов».
Таким образом, возникла необходимость обратиться к теории.

Чтобы в этих различиях разобраться, обратимся к общепринятой трактовке понятия «исследование». Под исследованием обычно понимают   процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Проектирование — это решение практической задачи, способное принести какую-то пользу.

Исследовательская деятельность — деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Проектная деятельность — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования  и реализации проекта.

Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, поиска новых знаний. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования. Таким образом, проектированиё и исследование — изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности.

В отличие от проектирования исследование - всегда творчество. Если в итоге исследования и удается решить какую-либо практическую проблему, то это не более чем побочный эффект.

Замечу, что создание любого проекта требует проведения исследования в том или ином направлении. И наоборот, результатом проведенного исследования может быть проект. Таким образом, имея серьезное принципиальное отличие, одна форма деятельности органично вплетается в другую.

Проектно-исследовательская деятельность — деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке.

Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается.

Этапы исследования мы можем видеть на слайде.

Нужно помнить, что когда от школьников требуют творчества, но не учат ему, то учащиеся нередко прибегают к подделке, имитации творчества. Лучше не требовать сразу творчества, а ждать озарения, для которого нужно создать условия.  

Инструментом к формированию необходимых условий служат в моей практике исследовательские задачи - задачи «на соображение», «на догадку», головоломки, нестандартные задачи, логические задачи, творческие задачи. Очевидно, что для решения исследовательских задач характерен процесс поисковых проб. Появление догадки свидетельствует о развитии у детей таких качеств умственной деятельности, как смекалка и сообразительность. Смекалка – это особый вид проявления творчества. Она выражается в виде анализа, сравнений, обобщений, установления связей, аналогии, выводов, умозаключений. Сообразительность является показателем умения оперировать знаниями.
     В соответствии с реальной ситуацией выделяю для себя наиболее значимые позиции:

1.     активная мыслительная деятельность,

2.     самостоятельное приобретение знаний,

3.     умение работы с источниками информации,

4.     поиск рациональных способов решения задач,

5.      сотрудничество,

6.     поэтапное формирование навыков.

Формирование проектно-исследовательских умений строится на базе общеучебных умений, начинается с развития специальных навыков по предмету. Поэтому важно определить на каком уровне первоначально находятся учащиеся.

В практике своей работы я использую технологии дифференцированного обучения и информационно-коммуникативные технологии, что помогло органично включить метод проектно-исследовательской деятельности в общую систему работы.

Процесс обучения началам исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры школьника.

Этапы формирования проектно-исследовательских умений.

1-й этап. Диагностический. Цель первого этапа – это ориентация ребенка на успех. Этот подготовительный этап позволяет выявить уровень сформированности общих учебных навыков и умений учащихся. На этом этапе сначала предлагаю учащимся задания на сообразительность, потом  небольшие исследовательские задания, задания практической направленности на уроке.

Отслеживаю развитие этих умений и навыков: организационных, интеллектуальных, информационных, коммуникативных. Делаю это с помощью наблюдения, самостоятельных работ с использованием стандартных и нестандартных заданий. По результатам анализа проделанной работы делаю вывод о готовности школьников участвовать в проектной деятельности на своем уровне.

На основе полученных данных прогнозирую уровень самостоятельности данной группы учащихся. Планирую дальнейшую работу.

2-й этап. Практический. Непосредственный выход учащихся на проектный уровень. Его первая задача познакомить учащихся с общими требованиями к подготовке, выполнению и оформлению учебной работы: сообщения, исследования, проекта.. Вторая задача этого этапа - упражнение и тренировка, создание небольших локальных проектов. Чаще всего это задания в нестандартной интерпретации: поиск информации по заданной теме в дополнительной литературе, обработка данной информации и её представление в виде таблиц, диаграмм, тезисов, выполнение конкретных заданий по данному плану.

Параллельно отрабатываются новые необходимые умения. Для этого проводится практикум по развитию специальных навыков работы в текстовом редакторе, редакторе формул, использование Word и Paint для построения геометрических чертежей, составление презентаций в Microsoft Power Point.

Одна из задач проекта – создание комплекта наглядных пособий по теме.

3-й этап. Заключительный. Цель этапа – анализ деятельности, мониторинг результатов. На этом этапе выявляем, что дает проектно-исследовательская деятельность ученику и учителю.

В своей работе я отталкивалась от убеждения, что знания и умения становятся прочными только при условии, когда они добыты самостоятельным путем.

Выводы.

Проектно-исследовательская деятельность, с точки зрения учащихся, – это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и публично показать результат, самоутвердиться.

Получили развитие общие умения учащихся, а главное – проектно-исследовательские умения. Это: постановка задач, выдвижение гипотез, выбор методов решения, построение обобщений и выводов, анализ результата.

Учащиеся получили навыки работы в текстовом редакторе, редакторе формул, в построении чертежей геометрических фигур с помощью Word и Paint. Познакомились с математическими программами на электронных носителях.

Учащиеся получили представление об общих требованиях к подготовке, проведению и оформлению учебной работы. Научились оформлять проекты в виде презентаций в устной форме и на электронных носителях.

Учащиеся увидели определенный результат своей деятельности в виде конечного продукта: наглядное пособие, тематический справочник, электронная презентация.

Уроки с применением проектов детей более интересны и познавательны для учащихся.

Реализация проекта позволяет систематизировать знания учащихся по важным темам курса.

Ограниченный временными рамками урок органично переходит во внеурочную деятельность.

Метод проектов ставит учителя в позицию сотрудничества с учащимися.

Проектно-исследовательская деятельность позволяет выявить творческие способности учащихся, их деловые качества.

Использование современных технологий в комплексе позволяют добиться реальных результатов.

Поэтому нынче как никогда актуальны слова писателя Кларка: “Мало знать, надо и применять. Мало очень хотеть, надо и делать!”. Я думаю, что эти слова можно считать девизом проектной деятельности в школе.

Взрыв цвета в молоке

Волшебная расческа

Может ли кипеть холодная вода

Невидимые чернила

Проектно - исследовательская деятельность учащихся

Все права защищены ©2008-2024
Контакты
Черникова Надежда Ивановна, руководитель УО 8(39174)31-1-52
Приемная 8(39174)31-6-50 Факс 8(39174)31-3-26
 
Поиск
 
Форма входа
 
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 
ОГ
 
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
 















Администрация Ирбейского района

Национальные проекты России

Персонифицированное финансирование дополнительного образования детей



Всероссийская метапредметная олимпиада по ФГОС «Новые знания» для учащихся 2-4 классов
Наверх