Каждый учитель реализует на своем предмете, во внеурочной деятельности задачу современного образования: Формирование функциональной грамотности.
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников.
Всем школам, реализующие программы основного общего образования, предложено организовать системную работу обучающихся с заданиями, размещенными на портале «Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности» в информационно- коммуникационной сети Интернет по адресу: https://fg.resh.edu.ru. Экспертами и электронными системами ведется строгий учет включения педагогов, школьников к данной системе по разработке и выполнению заданий по материалам Российской электронной школы.
На сайте Красноярского краевого института повышения квалификации учителей размещено сетевое сообщество педагогов, занимающихся формирование функциональной грамотности обучающихся. Доступ открыт для всех участников образовательных отношений к банку заданий, сформированным Центром оценки качества образования Красноярского края.
С ноября 2021 в системе образования нашего района проводится плановая работа по формированию функциональной грамотности школьников, рекомендованная координационным советом руководителей школ.
На совещании и районном методическом объединении заместителей директоров по учебно-методической работе рассмотрен муниципальный план и в планы каждой школы внесены корректировки по формированию функциональной грамотности в 2021-2022 учебном году.
На базе Ирбейской школы № 1 открыла двери для педагогов района муниципальная методическая площадка «Система методического сопровождения процесса формирования функциональной грамотности обучающихся» (руководитель площадки Свахина Ольга, заместитель директора по методической работе). На площадке педагоги школы знакомят учителей с теорией и практикой применения приемов, форм по развитию шести видов функциональной грамотности –читательской, математической, финансовой, естественно-научной, креативным мышлением и глобальной компетентностью. Каждую встречу учителя Ирбейской школы № 1 открывают 7(!) практических площадок, где представителям образовательных организаций предоставляется возможность стать участников мастер –классов и опробовать каждый прием, способ, форму по формированию функциональной грамотности «на себе», задать интересующие вопросы, спроектировать свою дальнейшую деятельность по внедрению в практику формирования грамотности. В ноябре и декабре педагоги познакомились со способами формирования читательской грамотности, математической грамотности. О формировании финансовой грамотности речь пойдет на площадке 28 декабря. Работа ММП спланирована до марта 2022г.
Муниципальная проблемно – творческая группа «Функциональная грамотность» (руководитель Федченко Анжела, учитель Тальской школы) предоставляет площадку учителям района в дистанционном формате для презентации методов работы на уроках начальной и основной школе. Учителя выбрали те формируемые грамотности, с которыми школьники уже сегодня достигают хороших образовательных результатов. Для качественной работы ПТГ организована работа муниципальной экспертной группы педагогов, имеющих высокий профессиональный уровень и курсовую подготовку по функциональной грамотности. Все практики учителей анализируются и могут быть представлены для дальнейшего тиражирования в Красноярском крае через Региональный атлас образовательных практик. В декабре был представлен опыт по формированию читательской грамотности 6 педагогов из Тальской и Ирбейской № 2 школ. ПТГ будет работать до мая 2022г.
В работе районных методических объединений учителей –предметников также происходят изменения – введен обязательный вопрос: формирование функциональной грамотности средствами учебного предмета.
Проблемные вопросы, связанные с организацией деятельности в школах района по функциональной грамотности рассматривались на совещании директоров 22 декабря.
Муниципальный план работы по формированию и развитию функциональной грамотности в 2021-2022 учебном году размещен на сайте УО в разделе «Функциональная грамотность». |