В рамках сетевого взаимодействия детских садов Ирбейского района педагогами МДОБУ Первомайский детский сад № 3 «Ладушки» 30 ноября 2016 года были представлены следующие технологии эффективной социализации детей дошкольного возраста:
-Технология "Развивающее общение" принадлежит ведущая роль в развитии саморегуляции поведения детей, так как она помогает ребенку самому решать свои проблемы, находить решения в конфликтных ситуациях.
Знакомство с технологией предполагало проведение семинара – практикума « Помогаем детям справиться со своими чувствами» В рамках проведенного семинара педагоги упражнялись в применении умения внимательно слушать и слышать ребенка, понимать и разделять его чувства (с помощью слов «да...», «хм...», «понятно»). называть его чувства. Применение педагогами таких приемов в общении с детьми поможет детям разобраться в своих чувствах, принять верное решение в конфликтной ситуации.
После семинара педагогам были предоставлены памятки по организации развивающего общения с детьми.
-Технология эффективной социализации "Социальная акция" направлена, прежде всего, на укрепление усилий педагогов и родителей по развитию гражданской позиции у дошкольников, а также является тем средством и способом, который позволяет реально включить родителей в жизнь детского сада.
Целью социальной акции «Письмо-водителю» являлось привлечение внимания общественности к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма. В проведении акции принимали участие дети, родители, педагоги и сотрудники ГИБДД МО МВД России «Ирбейский»;
- дети и родители писали письма, беседовали о правилах дорожного движения, изготовили макеты «Мой безопасный путь от дома, до детского сада»;
-дети с педагогами рассматривали сюжетные картинки, дорожных ситуаций; играли на макетах; смотрели презентации «Виды транспорта», «Дорожные знаки»; играли в дидактические игры: «Угадай, какой знак», «Что показывает регулировщик», «Виды транспорта», «Найди и назови»; провели цикл целевых прогулок, «Перекресток», «Прогулка до парка», читали художественную литературу по ПДД; решали логические задачи по дорожным ситуациям, рисовали плакат.
Акция проводилась на улице не далеко от детского сада, было остановлено 6 машин, которым было предложено поучаствовать в акции и ответить на вопросы детей. Дети спрашивали у водителей: «Соблюдают ли они правила дорожного движения?», «Приобрели ли они детские удерживающие средства?», «Превышаете ли вы скорость?», «Всегда ли вы пристегиваетесь?». После этого дети вручали водителям письма и белый воздушный шарик, как символ детской жизни - легкой и хрупкой.
В конце, когда все письма были отданы, сотрудники ГИБДД, в благодарность за сотрудничество приклеили на одежду детей светоотражающие наклейки, для безопасного передвижения в темное время суток.
Безусловно, то, что описано выше, не эталон и не образец, а лишь первый опыт организации социальных акций. Вероятно, дальнейшая работа по технологии и опыт других регионов позволит существенно расширить круг таких мероприятий.
-Технология "Дети – волонтеры:
Цель введения данной технологии: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
В детском саду оформлен уголок волонтеров, где находится форма ребят – волонтеров: галстук, сумка, бэйджик, почтовый ящик, где педагоги младших групп могут оставить письмо с просьбой помочь младшим детям.
Юные волонтеры Князев Данил, Краева Алина, Хоменко Тимофей и Филиппова Софья – дети подготовительной группы с удовольствием посещают «Школу волонтеров», где учатся тому, как играть с малышами, помогать убирать игрушки, помогать одеваться, помогать в изготовлении аппликаций, лепить.
30 ноября в почтовом ящике дети нашли письмо воспитателя младших детей с просьбой развлечь детей, пока она будет проводить социальную акцию с детьми старшего возраста. Дети посовещались и решили, что они будут помогать детям собирать игрушки и лепить с ними снег и снеговиков (техника – пластилинография). Они взяли с собой необходимые атрибуты: картон для лепки, иллюстрации снеговиков, и самостоятельно отправились к малышам. Вместе с детьми – волонтерами в группу малышей пошли и наши гости - педагоги из других детских садов. Они рассказали, что дети справились с поставленными целями, самостоятельно смогли организовать сбор игрушек и лепку с малышами.
В ходе рефлексивного круга после проведения мероприятия они рассказали, что им было приятно оттого, что малышам было хорошо с ними.
На наш взгляд ведущая педагогическая идея волонтерского движения в ДОУ заключается в организации активной формы общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении.
-Технология "Проблемная педагогическая ситуация":
Цель проведения каждой ППС – самоопределение детей в эмоционально-напряжённой для них ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.
Причиной проведения ППС «Карлсон прилетел» послужило введение правил группы: дети сами их разрабатывали, обозначали, придумывали санкции для тех, кто их не исполняет.
Ситуация проводилась без присутствия взрослых. Воспитатель, сославшись на вызов в кабинет заведующей, вышел из группы. Через несколько секунд появился Карлсон (Вашкевич Е.П. д/с №5). Он спросил детей, догадались ли они кто он. Карлсон приглашал всех пошалить и начал разбрасывать постройки детей. Затем предложил залезть в сумку к воспитателю, взять кошелёк и пойти купить для всех мороженое, сделать записи в журнале воспитателя, сорвать листья с комнатных растений, чтобы сделать гербарий. Указывая на панно с правилами поведения в группе, оформленными в виде пиктограмм и рисунков, задал детям вопросы: «Какие правила? Для кого правила? Почему нужно выполнять?». Затем он позвал детей погулять с ним. Ссылаясь на то, что долго ждать, пока дети оденутся, Карлсон попрощался и покинул группу. Дети остались одни. Через 2-3 минуты вошли взрослые, дети стали рассказывать присутствующим о том, что произошло.
Воспитатель организовал рефлексивный круг, в ходе его проведения каждому воспитаннику было задано 4 вопроса:
Что произошло?
Что ты делал?
Что ты чувствовал?
Что будешь делать в следующий раз?
Рассказы детей были эмоциональными, они рассказывали о том, что не давали Карлсону разбрасывать игрушки, объясняли, почему нельзя нарушать правила. Некоторые дети физически блокировали действия Карлсона, не давали дотронуться до цветов, поделок, рисунков и сумки воспитателя. Никто из детей не пошёл за Карлсоном, просто проводили до прихожей сказочного героя.
В ходе проведения ситуации были закреплены правила поведения детей в группе, правила поведения с незнакомыми людьми. Технология предполагает проведение повторных проблемных ситуаций (через несколько месяцев, год), которые, безусловно, будут проведены в нашем детском саду.
|